-–убрики

 -ћетки

nsp nsp каталог nsp каталог продукции nsp лечение nsp отзывы nsp продукци€ nspсаnsp официальный сайт александр пыжиков англи€ андрей тюн€ев андрей фурсов бад бады nsp бизнес nsp бизнес нсп вакцинаци€ вакцины валерий п€кин ватикан виталий сундаков война вопрос-ответ врем€-вперЄд! дети дмитрий таран доту евгений федоров еда загадки закон здоровье информационна€ война истори€ китай компани€ nsp косметика nsp купить nsp купить нсп либералы ложь медицина мифы михаил хазин наука непознанное николай платошкин николай стариков нло новости нсп огород ольга четверикова пенсионна€ реформа питание познавательное тв политика прививки продукты nsp продукты нсп путин разбор разведданных разведданные тв рак рокфеллер росси€ русский €зык русь сергей савельев ссср сталин сша тайны тайны чапман украина фирма nsp фото хлорофилл nsp цены nsp экологи€ экономика юрий пронько

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в русалла

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.10.2011
«аписей: 31182
 омментариев: 27781
Ќаписано: 99121


–оберт Ѕартини: Ўестимерное пространство и “рехмерное врем€

ѕ€тница, 11 јвгуста 2017 г. 07:02 + в цитатник
÷итата сообщени€ Ѕахыт_—ветлана –оберт Ѕартини: Ўестимерное пространство и “рехмерное врем€

–оберт (–оберто) Ћюдвигович Ѕартини (насто€щее им€ — –оберто ќрос ди Ѕартини (итал. Roberto Oros di Bartini); 14 ма€ 1897, ‘иуме, јвстро-¬енгри€ — 6 декабр€ 1974, ћосква) — италь€нский аристократ (родилс€ в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской »талии в ———–, где стал известным авиаконструктором. ‘изик, создатель проектов аппаратов на новых принципах (см. экраноплан).јвтор более 60 законченных проектов самолЄтов.  омбриг. ¬ анкетах, в графе «национальность» писал: «русский». 

ћалоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимс€ конструктором и учЄным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. —ергей ѕавлович  оролЄв называл Ѕартини своим учителем. ¬ разное врем€ и в разной степени с Ѕартини были св€заны:  оролЄв, »льюшин, јнтонов, ћ€сищев, яковлев и многие другие. 
ѕомимо авиации и физики, –. Ћ. Ѕартини занималс€ космогонией и философией. »м была создана уникальна€ теори€ шестимерного мира, где врем€, как и пространство, имеет три измерени€. Ёта теори€ получила название «мир Ѕартини». ¬ литературе по аэродинамике встречаетс€ термин «эффект Ѕартини».

Ўестимерное пространство Ѕартини

 ак писал ранее, Ѕартини представл€л в јкадемию Ќаук доклад, в котором обосновывал шестимерность нашего пространства. ѕо мнению Ѕартини врем€ имеет 3 измерени€. ≈сли почитать ѕ.ƒ. ”спенского, мыслител€ начала прошлого века, ученика √урджиева, то 3 временных измерени€ достаточно легко представить себе нагл€дно.

—трела времени.

≈сли воспользоватьс€ пространственной аналогией (котора€ сама по себе ничего не доказывает), то стрела времени - это человек, идущий по пр€мой в темноте с фонариком в руках. “о пространство, которое лежит перед ним - будущее. ќно ему не видно, пока на него не упадет свет фонарика. “о пространство, которое лежит позади - прошлое. ѕространство под светом фонарика - насто€щее. »того, дл€ этого человека нет будущего (он его еще не достиг), нет прошлого (оно в его пам€ти), есть только непрерывно мен€ющеес€ насто€щее - пространство под светом фонарика. Ќо, в то же самое врем€, и будущее и прошлое (пространство) существует, просто в силу свойств своего воспри€ти€ (света фонарика) человек его не видит.

ѕервое временное измерение, стрела времени - это пр€ма€.

ћы идем по нему от прошлого к будущему, освеща€ своим сознанием только текущий момент времени - насто€щее. Ёто не значит, что будущего нет в каждый момент времени и прошлого нет в каждый момент времени. ќни есть. ѕросто в силу своего воспри€ти€ мы их не видим (слышим, ощущаем). ¬торое временное измерение - это временна€ плоскость. ѕо аналогии с пространственной, она состоит из бесконечного числа параллельных пр€мых - стрел времени. Ќагл€дно это можно описать так. ¬ каждый момент времени мы имеем возможность совершить бесконечное число выборов. Ќапример, если € сижу за столом, € могу вз€ть в руки ручку, могу карандаш, могу ластик, могу почесать ухо, могу поковыр€тьс€ в носу. » так далее.

Ћј повышенной безопасности - по мотивам разработок Ѕартини.

 ажда€ возможность выбор рождает параллельную стрелу времени. ¬ нашем представлении - параллельную жизнь с определенным выбором. “аким образом, плоскость - это бесконечное число параллельных стрел времени (жизней), с бесконечным количеством выборов в каждый конкретный момент. Ќа самом деле мы мен€ем свою судьбу не только тогда, когда принимаем "судьбоносные" с нашей точки зрени€, решени€. ћы мен€ем ее ежеминутно, ежесекундно. ќтсюда вытекает осознанность, столь необходима€ дл€ продвижени€ по какому бы ни было пути саморазвити€. „еловек должен ежесекундно отдавать отчет своим действи€м, понима€, какие последстви€ могут они повлечь. Ќичего случайного или "между прочим" в мире нет.

¬се неслучайно.


“ретье временное измерение - это объем времени.

Ёто бесконечное число параллельных временных плоскостей. Ќо если в одной плоскости лежит бесконечное число выборов, которые человек может совершить в каждый момент времени, то в остальных плоскост€х лежат выборы, которые в данный конкретный момент времени человек совершить не может. Ќапример, € могу вз€ть со стола ручку, но не могу вз€ть баскетбольный м€ч, если его на столе нет. 


“аким образом, человек колесит по временному трехмерному пространству, перемеща€сь во всем трем ос€м времени.

—тоит отметить, что, в общем то, не удивительно, если Ѕартини теоретически доказал существование трехмерного временного пространства. Ћобачевский, например, доказал возможность существовани€ неевклидовой геометрии, однако, в силу своего воспри€ти€, мы не то что пон€ть, а даже представить себе не можем, как выгл€дит псевдосфера (сфера, вывернута€ наизнанку). „еловеческое воспри€тие очень ограниченно, но это не означает, что мир в том виде, в каком он нас окружает, существует в таком виде на самом деле. ћы просто так его воспринимаем. ј если предположить, что Ѕартини был прав и временное пространство действительно трехмерно, то представленна€ выше модель снимает множество вопрос относительно пространственно-временных фокусов (телепортаци€, путешествие по времени и т.д.) √лавный вывод - дл€ путешестви€ по времени не об€зательно делать "машину времени" или хитрые технические приборы. ƒостаточно поработать со своим воспри€тием. » многие духовные и магические практики направлены как раз на это.

 http://www.liveinternet.ru/users/3034259/post97414185/

“рехмерное врем€ –оберта Ѕартини

- —кажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- Ёто во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, — ответил  от.
- ƒа мне почти все равно, — начала јлиса
- “огда все равно, куда идти, — сказал  от.
- Ћишь бы попасть куда-нибудь, — по€снила јлиса.
- Ќе беспокойс€, куда-нибудь ты об€зательно попадешь, — сказал  от, -
конечно, если не остановишьс€ на полпути

Ћ.  эролл, «ѕриключени€ јлисы в —тране „удес»

«ѕрошлое, насто€щее и будущее — одно и то же, — говорил Ѕартини. — ¬ этом смысле врем€ похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открыва€сь за поворотом».

ћысли вслух о воспри€тии времени

“рехмерное врем€ –оберта Ѕартини

я часто вспоминаю прошлое, как наверное, и все вы. ¬споминаю детские годы — вот € несусь по берегу јзовского мор€ на дедушкином велике, счастье переполн€ет мен€, мне 10 лет и дедушка только что подарил мне свои  омандирские часы… ¬от мо€ перва€ линейка, первый класс, неизведанное и что-то магическое смотрит на мен€ из будущего. Ёто, кажетс€, чувствуют все — при€тным волнением наполнен уже слегка прохладный сент€брьский воздух… ¬от успехи и неудачи в школе, вот перва€ драка с сильным и злым старшеклассником (пр€м как в кино), перва€ любовь, потом была перестройка — все закрутилось как в плохом детективе. я смотрю на себ€ отсюда, с высоты уже прожитого и €вно понимаю — в некоторые моменты моей жизни словно невидима€ рука направл€ла мен€, что избежать некоторых очень непри€тных вещей.  то-то незаметно, но очень действенно выводил мен€ из глубоких тупиков.

ќднажды мне пришлось защищатьс€ от бандитов. »х было трое. Ќо благодар€ своей реакции и школе вольной борьбы, € точно знал, что мне удастьс€ выкрутитьс€. ƒело было все в том, что выкрутитьс€ можно было, только убив одного из них. ћне дали стакан со спиртом и клофелином, потом прот€нули чайник и его носик через мгновение мог бы войти в глаз бандиту. Ёто был мой единственный шанс. –осси€, 90-е.

ћгновение на раздумь€. Ќо этот миг стал вечностью.  то-то невидимый железно сжал мою руку. » не дал сделать непоправимое. ¬последствии эти глупые реб€та все как один ушли на небо.

Ќо что стало бы со мной, совершив € этот шаг? ясно что стало бы. Ќичего хорошего.

ј вспомните дежа-вю. ” кого их не было?! „то это? — когда ты отчетливо понимаешь, что ты тут был и все это видел, и даже смутно помнишь, что будет дальше — и это пугает похлеще дикой гиены.

»ли что такое предвидени€, знамени€, воспоминани€ о будущем?  то и зачем показывает нам их?
¬опросов много, мыслей много. » чем больше думаешь, тем больше вопросов.

ѕрирода времени

»так, следу€ ¬икипедии, ¬ре́м€ — одно из основных пон€тий философии и физики, условна€ сравнительна€ мера движени€ материи, а также одна из координат пространства-времени.

¬ философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через насто€щее в будущее), внутри которого происход€т все существующие в бытии процессы, €вл€ющиес€ фактами.

Ѕольшинство современных учЄных полагают, что различие между прошлым и будущим €вл€етс€ принципиальным. —огласно современному уровню развити€ науки, информаци€ переноситс€ из прошлого в будущее, но не наоборот.

ќднако, перечитав ¬—® о времени, вы так и не узнаете, что же это такое на самом деле. ѕотому что никто не знает.  акова его природа и почему оно течет дл€ нас именно так, а не иначе — об этом не написано в учебниках по физике. ѕоэтому врем€ более подробно аналилизируетс€ с точки зрени€ философии и метафизики.
ƒа, физикам известна неразрывна€ св€зь пространства и времени, известно, что врем€ замедл€етс€ вблизи массивных объектов.

—амолЄты Ѕартини

ѕри скорост€х, близких к световым со временем также твор€тс€ странные вещи. ќно сокращаетс€, замедл€етс€, удлин€етс€ и вообще, ведет себ€ неадекватно.
¬иктор  ухновец на форуме Ўкола ∆изни приводит такой пример:

Ќа самом деле при полЄтах на субсвете твор€тс€ гораздо более удивительные вещи.
ѕоложим есть суперкорабль — достигает субсвета за сутки, без вреда дл€ пассажиров.  осмонавт садитс€ в него, резво разгон€етс€, и летит на ¬егу, по прибытии так же резво разворачиваетс€ обратно — и летит домой.
— точки зрени€ наблюдател€ с земли — во врем€ полЄта космонавт замедл€етс€ в 2 раза — достаточно просто и пон€тно.
ј вот с точки зрени€ космонавта:
ѕо прошествии первых суток ускорени€ — вселенна€ сократитс€ в 2 раза (Ћоренцево сокращение), врем€ на «емле останетс€ тем же, а врем€ на ¬еге скакнЄт на 20 лет. “о есть он будет находитс€ одновременно в 2050 году на земле и в 2070 году на ¬еге. «емл€не дл€ него замедл€тс€ в 2 раза.
¬о врем€ замедлени€ и разворота возле ¬еги (2 дн€) — врем€ на земле дл€ него скакнЄт на 40 лет, врем€ на ¬еге останетс€ прежним.
Ќу и соответственно во врем€ торможени€ у «емли — врем€ на земле не изменитс€, а на ¬еге скакнЄт на 20 лет.
”скорение по разному вли€ет на близкие и далЄкие предметы. ј одновременности и вовсе не существует ))

Ќа практике же, кроме банальных часов ничто больше инструментально вплотную со временем не соприкасаетс€. ≈сли, к примеру, вещество можно взвесить, потрогать, рассмотреть в микроскоп, разложить на составл€ющие, то со временем эти опыты не проход€т. —о временем ¬ќќЅў≈ ничего нельз€ сделать. Ќа нашем уровне развити€, € имею ввиду.

Ќерешенные вопросы физики времени выгл€д€т так:

ѕочему вообще течЄт врем€?
ѕочему врем€ всегда течЄт в одном направлении?
—уществуют ли кванты времени?

—огласно мифологическому мировоззрению врем€ циклично, оно представл€ет собой неизменное повторение уже бывшего. ѕрошлое служит образцом дл€ насто€щего. Ѕудущее €вл€етс€ повторением насто€щего. ≈диницы времени служат дл€ измерени€ рассто€ни€. ¬рем€ неоднородно.
ј.Ѕергсон говорит: «¬едь наша длительность не €вл€етс€ смен€ющими друг друга моментами: тогда посто€нно существовало бы только насто€щее, не было бы ни продолжени€ прошлого в насто€щем, ни эволюции, ни конкретной длительности. ƒлительность — это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себ€ будущее и разбухающего по мере движени€ вперед.»

–оберто ќрос ди Ѕартини, —ергей —негов и «Ћюди как Ѕоги»

–оберт Ћюдвикович Ѕартини

–оберт Ѕартини (1897-1974)

ѕро Ѕартини мало кто слышал. ¬ернее, почти никто.

ћалоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимс€ конструктором и учЄным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. —ергей ѕавлович  оролЄв называл Ѕартини своим учителем. ¬ разное врем€ и в разной степени с Ѕартини были св€заны:   оролЄв»льюшин,јнтоновћ€сищевяковлев и многие другие. ѕомимо авиации и физики, –. Ћ. Ѕартини занималс€ космогонией и философией. »м была создана уникальна€ теори€ шестимерного мира, где врем€, как и пространство, имеет три измерени€. Ёта теори€ получила название «мир Ѕартини». ¬ литературе по аэродинамике встречаетс€ термин «эффект Ѕартини». ќсновные труды по аэродинамике, теоретической физике. «наменитый конструктор, изобретатель перспективных летательных аппаратов, физик, философ — в тридцатые годы он был репрессирован, а после войны долгое врем€ работал в Ќовосибирске.
—амолеты, бомбившие Ѕерлин осенью сорок первого, были созданы на основе его разработок. ƒальность полета — уникальна€ по тем временам. ¬сего на счету Ѕартини — полсотни законченных проектов. ќн хотел создать стратегический бомбардировщик еще до по€влени€ советской атомной бомбы. Ќо проект дальнего сверхзвукового самолета пригодилс€ в гражданской авиации.

¬еликий конструктор оставил после себ€ сотни незаконченных проектов. ¬ертикально взлетающий самолет-амфиби€, истребители, гражданские машины — идеи Ѕартини брали в разработку и не давали самому доводить до конца. Ќо к концу жизни заслуги конструктора все-таки признали.

–одилс€ 14 ма€ 1897 года в городе  аниже, на берегу ƒуна€ венгерской территории бывшей √ерманской империи. Ѕудучи внебрачным ребенком знатного италь€нца, австро-венгерского вельможи барона Ћюдовика ди Ѕартини, был подброшен своему же отцу, усыновлен и получил блест€щее образование. Ётому способствовала феноменальна€ одаренность мальчика, а также абсолютна€ свобода в качестве главного принципа воспитани€.

— детства о нем ходили легенды. ћалыш чудно рисовал обеими руками, читать выучилс€ сразу на нескольких €зыках. Ќемецкий, к примеру, выучил, слуша€, как мама читает ему по-немецки ∆юл€ ¬ерна. ѕравда, воспринимал лишь перевернутый текст, поскольку гл€дел в книжку с обратной стороны. ” юного барона рано про€вились телепатические способности: он отвечал на вопросы окружающих прежде, чем те успевали их задать. ¬последствии его близкие объ€сн€ли это тонким знанием психологии. ” мальчика была сво€ обсерватори€, на 16-летие папа подарил ему аэроплан.

¬ 1916 году –оберт ушел на фронт, где попал в русский плен. ѕо возвращении в »талию в 1918 году закончил воздухоплавательный факультет ћиланского политехнического института. ¬ 1923 году уезжает в —оветскую –оссию — помогать государству рабочих и кресть€н в деле авиастроени€.
¬ —тране —оветов «товарища барона» назначили начальником научно-исследовательского отдела при научно-опытном аэродроме, присвоили звание комбрига. ¬ 1930 году возглавил конструкторское бюро. ѕод его руководством работали  оролев, Ћавочкин, ≈рмолаев. ¬ последствии академик —ергей ѕавлович  оролев назовет –. Ѕартини своим учителем, а академик ќ.  . јнтонов «непон€тым гением советской авиации».

–оберта Ћюдовиговича не оставл€ла без внимани€ и „  — человеком он был подозрительным. „его стоила только его «нехороша€ квартира»: одна комната выкрашена в €рко-красный цвет, в другой — потолок в звездах, по стенам — море с островами. Ѕартини по€сн€л, что в первой впитывает энергию космоса, во второй — творит. ¬одились за ученым и другие странности. ” Ѕартини не суживались зрачки, поэтому окна его комнат всегда были зашторены. ѕри таких причудах в 1937 году у барона был только один путь — в лагерную «шарашку». ¬ 1938 году он был арестован. –аботал в тюремном  Ѕ с “уполевым, был освобожден через п€ть лет после войны.

—конструированные Ѕартини самолеты опережали свое врем€.

¬ 1942 году он разработал реактивный самолет, который должен был летать со скоростью 2400 км/час. ¬ то врем€ скорость самолета была » 500 км/час. «Ёто невозможно, — за€вили оппоненты Ѕартини, — без винта самолетов не бывает».

Ѕольшинство конструкторских идей Ѕартини остались на бумаге: из 60 самолетов были построены единицы. ќднако и этих «единиц» хватило дл€ того, чтобы присвоить Ѕартини звание лауреата Ћенинской премии.

¬прочем, самолетостроение Ѕартини считал ремеслом. √лавным же — теоретическую физику. ≈го стать€ «—оотношени€ между физическими величинами», вышедша€ в 1965 году в журнале «ƒоклады јкадемии наук», вызвала скандал. Ѕартини утверждал: «¬се физические величины имеют пространственно-временную природу и могут быть выведены из двух величин: длины и времени». Ќа этой основе он вывел мировые константы и предложил модель шестимерной ¬селенной.

¬ насто€щее врем€ многие идеи Ѕартини получили теоретическое и экспериментальное подтверждение и развитие. ѕосле смерти в 1974 году. его им€ все чаще упоминаетс€ в работах, посв€щенных изучению св€зей пространства-времени. ѕрактически еженедельно по€вл€ютс€ статьи в »нтернете, в которых есть ссылки на его работы.
Ќекоторые авторы называют его самой неизвестной выдающейс€ личностью ’’ века, а во втором томе энциклопедии непознанного можно прочитать, что «красный барон» — «прогрессор, пришелец с другой планеты, в задачу которого входил контроль над техническим развитием человеческой цивилизации».
¬ своем завещании, названом «ћо€ вол€», –оберт Ћюдвигович написал: «—оберите сведени€ о всей моей жизни. »звлеките из нее урок»

—леду€ немыслимыми пируэтами гиперссылок, с удивлением прочитал, что физическа€ и научна€ составл€юща€ фантастической трилогии —ерге€ —негова

—ергей —негов

—ергей —негов (1910-1994)

«Ћюди как боги» вз€та напр€мую! из ƒокладов јкадемии наук ———– 1965 года. »де€, доказанна€ математически, что ¬рем€ нелинейно и неодномерно. ќно трехмерно. „то из этого следует — можно прочитать в эпиграфе. »ли додумать.

—негов не случайно за научную основу своей трилогии вз€л разработки Ѕартини. ќни оба, в какой-то степени, сильно опередили свое врем€, » —негова и Ѕартини не печатали, оба прошли сталинские лагер€, реабилитированы, но и впоследствии «высунутьс€» им не давали. “аким образом он хотел поддержать Ѕартини.
ѕриведу краткое содержание трилогии из ¬икипедии.

√алактическа€ разведка (1966)

Ёли √амазин в составе делегации с «емли отправл€етс€ на ќру на межзвЄздную конференцию. ќра — это искусственна€ планета, плоска€ по форме и освещаема€ искусственным солнцем, ночью превращающимс€ в луну. Ќа ќре во врем€ конференции земл€не получают сведени€ о гуманоидах (галактах), которые ведут войну с невидимыми врагами. ќтправл€€сь на разведку в ѕле€ды, земл€не натыкаютс€ на расу разрушителей, которые похищают јндре Ўерстюка. ¬ погоне за разрушител€ми Ёли, Ћеонид ћрава и ќльга “рондайк обнаружили, что в рассе€нном скоплении χ и h ѕерсе€ пространство искривлено таким образом, что выхода из скоплени€ нет. ƒо земл€н по сверхсветовой св€зи доход€т сообщени€ неведомых друзей, предположительно, от галактов, что им нужно срочно выбиратьс€ из скоплени€, однако разрушители не дают им это сделать. Ќаконец, после многих попыток, ќльга решает аннигилировать одну из планет возле «активных» звЄзд, превратив еЄ вещество в пустое пространство (реакци€ “анЄва). Ёто ќльге удаЄтс€, но на ихзвездолЄт обрушиваютс€ три гравитационных удара, пущенных корабл€ми разрушителей.

¬торжение в ѕерсей (1968)

ƒве космические эскадры под командованием Ёли √амазина отправл€ютс€ к скоплению χ ѕерсе€. “ам они встречаютс€ с ¬еликим –азрушителем, галактами, ћозгом-ћечтателем, и узнают о существовании таинственного и могущественного народа рамиров, создавших свою цивилизацию задолго до галактов. ќбъединив усили€ с ћозгом, галактами и своими новыми неожиданными союзниками из числа разрушителей, люди вырываютс€ из сетей гравитационной неевклидовости, создаваемой станци€ми метрики, и устремл€ют свой взор в ту часть ¬селенной, в которую ушли рамиры.

 ольцо обратного времени (1977)

ѕосле гибели ѕервой экспедиции посланной к ядру, на «емле формируетс€ ¬тора€, в состав которой вход€т люди, галакты и демиурги. Ёли √амазин включаетс€ в неЄ в качестве научного руководител€ экспедиции. Ќебольшой флот из 15 звездолЄтов устремл€етс€ в глубины √алактики встреча€ на своЄм пути  расное светило, √ибнущие ћиры, систему “рЄх ѕыльных —олнц, народ аранов и ќана, следы ∆естоких Ѕогов, √имны Ѕытию и Ќебытию, ¬сЄуничтожающий Ћуч, разрывы ¬ремени, враждебное “€готение, безумие ћашин и искажени€ последовательности протекани€ событий. ѕри этом члены ¬торой экспедиции испытывают боль т€жЄлых утрат, пыта€сь замкнуть  ольцо ¬ремени, на что они решились увидев про€влени€ силы рамиров.

¬рем€ у —негова приобретает такие причудливые формы, что приходитс€ перечитывать по 5-10 раз, пока вникнешь в суть. Ќо главна€ его мысль, — помимо социальных коллизий заключаетс€ в том, что управление временем — дело возможное, но нам еще очень и очень далеко до этого.

Ќо что же такого придумал Ѕартини? „то такое трехмерность времени?

¬от что пишет об этом ёрий Ћебедев, автор книги о Ѕартини «јпокрифические размышлени€ о —трелах ¬ремени, лет€щих без рул€ и без ветрил».

“еперь о том, что удалось извлечь из статьи Ѕартини мне. ѕрежде всего, это понимание тех трудностей, которые испытал √ерштейн. „итать Ѕартини не трудно, а очень трудно. ѕропустив многое из того, за публикацию чего так самоотверженно «воевал» Ѕартини, € все-таки пон€л его утверждение о том, что «введение однородных координат позвол€ет свести теоремы проективной геометрии к алгебраическим эквивалентам и геометрические соотношени€ к кинематическим св€з€м». (Ѕартини, 254). Ёто означает, что предложенна€ мною в основном тексте замена координатной системы на систему «пространственный путь — космологическое врем€» должна быть плодотворной. ƒействительно, это предложение эквивалентно «введению однородных координат», а потому позвол€ет более эффективно описывать пространство-врем€.

 онкретизиру€ свою концепцию «однородных координат» Ѕартини утверждает, что «… форма существовани€ объекта ј (¬селенной — ё.Ћ.) €вл€етс€ (3+3)-мерным комплексным образованием, состо€щим из произведени€ трехмерной пространственноподобной и ортогональной к ней трехмерной врем€подобной прот€женности, обладающим ориентацией». (Ѕартини, 252). «десь €вно прослеживаютс€ параллели с вращением в комплексных координатах ‘ейнмана, а также с рассуждени€ми о размерности времени.

Ћично мне это особенно интересно, поскольку трехмерность времени была дл€ мен€ достаточно очевидным «архитектурным излишеством». Ѕартини придает этому гораздо большее значение. —огласно Ѕартини при таком подходе возникает возможность говорить о взаимных переходах пространственных и временных измерений «объекта ј». ќн утверждает, что вс€кий объект ј «можно рассматривать как волну и как вращающийс€ осцилл€тор». (Ѕартини, 254). ѕоследнее возможно из-за отмеченной в предыдущей цитате ориентации объекта ј. ѕравда, возникает вопрос о том, по отношению к чему уникальный объект ј обладает ориентацией? Ќо разрешаетс€ он, видимо, в рамках концепции √едел€ — даже «тотальный», с нашей точки зрени€, объект должен быть элементом некоего множества. ќчень хорошо это в€жетс€ с представлени€ми об ансамбле ¬селенных по Ёверетту.

 

ѕродолжа€ свою мысль о вращении осцилл€тора, ј. Ѕартини пишет: «¬ осцилл€торе происходит пол€ризаци€ компонентов фона, преобразование L — T или T - L в зависимости от ориентации осцилл€тора, создающего ветвление L и T прот€женностей» (Ѕартини, 254). »ными словами, Ѕартини утверждает, что, при определенных услови€х, возможно путешествовать во времени, использу€ перемещени€ в пространстве, и — наоборот, перемещатьс€ в пространстве, использу€ ход времени.

— этой точки зрени€ казавша€с€ мне тривиальной трехмерность времени теперь представл€етс€ более заслуживающей подробных размышлений. ¬о вс€ком случае, тот факт, что физическое врем€ может быть разложено по ортогональным координатам, которые вполне уместно назвать координатами Ѕартини, укрепл€ет представлени€ о полной симметричности физического пространства и физического времени.

 стати, вот что рассказывает √ерштейн о возникновении у Ѕартини идеи шестимерного пространства-времени. ¬ перерывах обсуждени€ статьи, за чашкой ча€, «… € старалс€ навести разговор на тему работы Ѕартини в заключении.  ое-что об этом € слышал от ё. Ѕ. –умера. Ѕартини охотно рассказывал: «” нас было три отдела: “уполева, мой и –умера. –умер занималс€ у нас динамикой — фл€ттером, и мы были друзь€ми (вот откуда, подумал €, Ѕартини приобрел интерес к многомерной ¬селенной). ¬ моем отделе работало много известных теперь людей, например,  оролев. Ѕудущий директор ÷ј√» у нас был чертежником». (√ерштейн).

 

ќчень жаль, что Ѕартини не сдержал одного своего обещани€: «… в другом сообщении будет показано, что (3+3)-мерность пространства-времени €вл€етс€ экспериментально провер€емым фактом и что шестимерна€ модель свободна от логических трудностей, созданных (3+1)-мерной концепцией»…. (Ѕартини, 260). Ёта друга€ работа, насколько мне известно, опубликована не была. Ќо вр€д ли можно винить в этом Ѕартини…

 

Ќаверное, мы никогда не узнаем, что такое врем€. ћы будем приближатьс€, как к скорости света, но никогда ее не достигнем, будем черпать знани€, но знани€ неисчерпаемы, будем дробить атомы в поисках новых частиц, но мироздание бездонно.

 

Ќо иде€ — подумать о себе прошлом, послать себе совет в тот самый момент, когда ты его так ждешь там, в прошлом — почему нет? ≈сли все времена существуют одновременно, то это не кажетс€ невозможным. «адумайтесь об этом хот€ бы на секундочку.

¬ тексте использованы материалы с сайтов:

Wikipedia
—траница Ѕартини на сайте ћеждународного университета природы, общества и человека «ƒубна»

–аботы Ѕартини и о Ѕартини:

–абота –. Ћ. Ѕартини
«Ќекоторые соотношени€ между физическими константами»
(скачать работу, MS Word, 106 KB)
ѕубликации о –. Ћ. Ѕартини
». „утко. –. Ћ. Ѕартини: «ѕредтеча золотого века»
(скачать работу, MS Word, 298 KB)
ё. Ћебедев. «јпокрифические размышлени€ о —трелах ¬ремени, лет€щих без рул€ и без ветрил»
(скачать работу, MS Word, 45 KB)
ћ. ¬олодин. Ќепон€тый гений авиации
(скачать работу, MS Word, 48 KB)
ћ. “ычина. „еловек-легенда –оберто Ѕартини
(скачать работу, MS Word, 32 KB)
—. Ѕузиновский. ќ загадочной судьбе –оберта Ѕартини
(скачать работу, MS Word, 150 KB)
 
–убрики:  Ё“ќ »Ќ“≈–≈—Ќќ
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку