-–убрики

 -ћетки

nsp nsp каталог nsp каталог продукции nsp лечение nsp отзывы nsp продукци€ nspсаnsp официальный сайт александр пыжиков англи€ андрей тюн€ев андрей фурсов бад бады nsp бизнес nsp бизнес нсп вакцинаци€ валентин катасонов валерий п€кин виталий сундаков война вопрос-ответ врем€-вперЄд! гмо дети дмитрий таран доту евгений федоров еда загадки здоровье информационна€ война истори€ китай коб компани€ nsp косметика nsp купить nsp купить нсп либералы ложь медицина михаил хазин наука непознанное николай платошкин николай стариков нло новости нсп обман огород ольга четверикова пенсионна€ реформа питание познавательное тв политика прививки продукты nsp продукты нсп путин разбор разведданных разведданные тв рак росси€ русские русский €зык русь сергей савельев ссср сталин сша тайны тайны чапман украина фирма nsp фото хлорофилл nsp цены nsp экологи€ экономика юрий пронько

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в русалла

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.10.2011
«аписей: 30840
 омментариев: 27784
Ќаписано: 98738


—лав€нский обр€д "перепекани€ ребЄнка": на лопату - да и в печь?

—реда, 18 январ€ 2012 г. 09:42 + в цитатник
÷итата сообщени€ макошь311 —лав€нский обр€д "перепекани€ ребЄнка": на лопату - да и в печь?

«—трашные» места в народных сказках, когда злыдн€ Ѕаба яга пытаетс€ посадить на лопату и сунуть в печь “ерешечку/»вашечку, на самом деле – отголосок старинного обр€да «перепекани€ ребенка», который, несмотр€ на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохран€лс€ вплоть до XX века, а то и дольше.

ѕомимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминани€ об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков.     

Ќапример, ему подвергалс€ в детстве √аврила –оманович ƒержавин, по свидетельству ¬.’одасевича, оставившего нам жизнеописание классика. ѕравда, процедурные подробности там не указываютс€.

»так, «перепекание ребенка» – древний обр€д.

¬ одних местах к нему прибегали в случае рождени€ недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. ¬ других – отправл€ли в печь всех подр€д новорожденных. «ачем? ¬от об этом и поговорим.

—читалось, что если ребенок по€вилс€ на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. ј раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

ѕечь в традиции древних слав€н представл€ла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общени€ с предками. ѕоэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дит€.

ѕри этом уподобл€ли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекани€» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставл€€ свободными от него только рот и ноздри. “есто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.


ќбмазанное тестом дит€тко укладывали на хлебную лопату, прив€зывали к ней и трижды отправл€ли на короткое врем€ в теплую (не гор€чую!) печь, в которой нет огн€. ¬ одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Ќикогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Ќо если бабушке-повитухе (при которой состо€ла помощница, чтобы сн€ть ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «ѕрипекись, припекись, собачь€ старость», то в других случа€х предполагалс€ об€зательный диалог участниц процесса.

—мысл его заключалс€ не только в произносимых словах-иносказани€х, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправл€ть и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулс€. Ќапример, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла сто€ть свекровь.

¬ход€ в дом, она спрашивала: «„то ты делаешь»? Ќевестка отвечала: «’леб пеку» и с этими словами двигала лопату в печь. —векровь говорила: «Ќу, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи. јналогичный диалог мог происходить с женщиной, котора€, трижды обойд€ избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу.  стати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.


* * *


   
–усских печек становитс€ все меньше. ƒетска€ смертность, что ни говори, гораздо ниже, чем в стародавние времена. ћладенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор). «ачем же вспоминать «старину седую»? ј помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку?

ѕечка может быть условной… ¬едь сам процесс перепекани€ был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

 ак символический образ русской печки отразилс€ в пословицах и поговорках?

ѕечь в традиции древних русичей представл€ла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. Ќа печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общени€ с предками. ќна обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. ѕоэтому не случайно выражение «танцевать от печки».

ƒа и вообще в фольклоре она по€вл€етс€ очень часто, особенно в самой краткой, афористичной его форме – пословицах и поговорках. Ќапример, в календарной теме: в окт€бре с солнцем распрощайс€, ближе к печке подбирайс€. Ќо если названное выражение прозрачно по значению, то были и другие, более замысловатые: в –ождество на крылечке, на ѕасху у печки. —в€зано это с тем, что на –ождество кол€довали и гул€ли на улице, ѕасха же предполагает пир, обильное застолье дома.

Ќемало метких выражений касаетс€ семьи, родни и соседей, т.е. социума. ¬ частности, такое:
- печке скажешь – стена поймет;
- две головни и в поле гор€т, а одна и в печке тухнет;
- человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь.

 стати, про опытного человека так и говорили: он из семи печей хлебы едал.

Ѕытовало правило: не обижать запечных существ, потому что там живет домовой и может представать в их обличии. ¬от потому-то и была придумана поговорка: за печкой-то и таракан хоз€ином живет (вариант: друг ты мой сердечный, таракан запечный).

ќ представител€х старшего поколени€, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважени€ и почета детей и внуков, но не способны, как прежде, активно участвовать в хоз€йстве, говорили, что на печке и дед – герой.

“ого, кто оказалс€ несчастливым в браке, характеризовали так: «ƒо тридцати лет греет жена, после тридцати рюмка вина, а после – и печь не греет». ј невесте на свадьбе велели: «ћети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».

∆енска€ тематика вообще достаточно широко представлена в св€зи с печкой, и это пон€тно: кто ж возле нее возитс€, пироги печет да кашу варит! ѕотому и говорили: бабь€ дорога – от печи до порога. ј еще посмеивались: баба с печи летит, семьдес€т семь дум передумает (со страху).

ѕочему-то о падении с печи в народных выражени€х упоминаетс€ частенько:

* постилс€, постилс€ – обессилел, да и с печки скатилс€ (о человеке, который переборщил с этим, довод€ себ€ до самоист€зани€, и был согнан с почетного места);
* врал – черт с печки упал (о за€длом лгуне);
* в кои-то веки удалось коту с печки спрыгнуть, и то лапки отшиб (о хвастуне, который вз€лс€ за дело, но не смог его хорошо выполнить).


ќчень колоритно звучит выражение о никчемном человеке: сам на печке, нос в горшечке, а €зык на речке.
ќ слабом и безвольном отзывались: всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит.
Ќад вз€вшимс€ не за свое дело, подшучивали: ѕетр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
ј молодежь наставл€ли: хочешь есть калачи – не сиди на печи (или так: Ѕог не пошлЄт калачи, если лежать на печи).

ћногие из нынешних детей вид€т печку только на картинках, но почет ей все равно передаетс€ из поколени€ в поколение. ¬оздадим и мы славу матушке-кормилице!

јвтор статьи: ¬алентина ѕономарева

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-272-12580-16-1274188163

–убрики:  —Ћј¬яЌ— »≈ “ј…Ќџ
ћетки:  
ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку